неделя индейцев понка!!!
Изучение племен индейцев Северной Америки с целью равномерного въезжания в тему будет производиться поэтапно: каждую неделю мы изучаем разные племена индейцев. Для этого читаем и добавляем информацию в темы про индейское племя, неделя которого объявлена на форуме!
Добалена информация в раздел:
Племена (7.06.2010)


Решено на данном этапе приостановить работу за временным недостатком возможности ее продолжения.
"Свобода слова" открыта для общения. Если будут вопросы - пишите.
Приносим извинения за временные неудобства.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 29
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.10 02:16. Заголовок: Сиу


декоративное искусство индейцев Сиу
http://www.lakota-indians.narod.ru/clarkwissler.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


администратор




Сообщение: 117
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 10:47. Заголовок: Си́у (дако́..


Си́у (дако́та, сиу-лакота, самоназвание dakhota, lakhota, nakhota — заключившие мир, объединённые) — индейский народ группы сиу на севере США (резервации на севере шт. Небраска, в штате Миннесота, Южной и Северной Дакоте, на северо-востоке штата Монтана) и юге Канады (резервации в провинциях Саскачеван и Манитоба). Численность в США 113,7 тыс. человек (2002, перепись), в Канаде 3 тыс. человек (2001, перепись). Говорят на языке сиу (лакота), среди молодёжи преобладает английский язык. Почти все дакота Канады и свыше 70 % дакота США — христиане (католики, англикане, индепенденты и др.), сохраняются традиционные верования.

Родина дакота — земли к западу от озера Мичиган (штаты Миннесота и Висконсин). К середине XVII века занимали территорию около озёра Миль-Лак и далее на запад до реки Миссури. Занимались загонной охотой на бизонов, делились на восточных и западных дакота. В XVIII веке под давлением вооружённых огнестрельным оружием оджибве и кри, а также привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, постепенно переселялись на запад. К середине XIX века занимали территории на западе Миннесоты, севере Айовы, Северную и Южную Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга, северо-восток Небраски. Заимствовав у соседей лошадь, перешли к конной охоте на бизонов.

К этому времени делились на 3 группы, состоящих из 7 племён:

* Восточные (Санти, Исанъяти, Дакота) — Мдевакантон, Вахпетон, Вахпекуте, Сиссетон;
* Центральные — Янктоны и Янктонаи;
* Западные (Лакота) — Тетон (Оглала, Брюле́, Хункпапа, Миннеконжу, Итазипчо, Оохенунпа, Сихасапа).

Центральные и западные дакота по традиционной культуре стали типичными представителями кочевой культуры индейцев Великих Равнин. Восточные дакота сочетали элементы кочевничество с земледелием, собирательством и рыболовством. Община (тийошпае), составлявшая лагерь, включала семьи родных, приёмных и двоюродных братьев (каждая нуклеарная семья проживала в типи), управлялась вождём (итанчан) и советом (типи ийокихэ). Несколько общин объединялись в подразделения племени и племена. Для обеспечения порядка в лагере и, особенно, во время охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением руководили выборные лидеры (вакичонза), также выступавшие судьями при внутренних спорах. Существовали мужские и женские союзы.

В основе традиционной религии — вера в безличную силу (вакан-танка) и её проявления (вакан): таку шканшкан («то, что движет», «энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания (Вакинйан), камень, земля, Дева-Белая Бизониха, бизон, двуногие, множество невидимых духов. Человек мог обратиться к вакан-танка с мольбой о помощи (вачекийе — «просьба о помощи по-родственному»), связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа). Существовали шаманы: вичаша-вакан и пежута-вичаша (лекарь). Основной ритуал у западных и центральных дакота — летняя Пляска Солнца. Распространены мифы творения о культурном герое и трикстере Пауке (Иктоми). Известно пиктографическое письмо, в том числе летописи («перечни зим»).

Договорные отношения с США с начала XIX века, захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление бизонов вызвало вооружённое сопротивление дакота (т. н. Война Воронёнка 1862-63, Война Красного Облака 1866-67, Война за Чёрные холмы 1876-77). В конце 1870-х годов дакота были окончательно переселены в резервации. Мессианское движение Пляски Духов спровоцировало бойню на ручье Вундед-Ни в 1890.

Современные дакота в резервациях заняты в сельском хозяйстве, имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду. Более половины дакота живут в крупных городах по всей территории США. Активно участвуют в политических выступлениях, движении паниндеанизма.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 125
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 12:31. Заголовок: мужская одежда индей..


мужская одежда индейцев Сиу




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 126
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 12:46. Заголовок: женская одежда Сиу: ..


женская одежда Сиу:





http://www.lakota-indians.narod.ru/Dress.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 134
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.10 20:45. Заголовок: Огромное количество ..


Огромное количество инфы про индейцев сиу тут:
http://www.lakota-indians.narod.ru/
информация структурирована, не ленитесь полистать

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 162
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 16:10. Заголовок: мужские желетки: htt..


мужские желетки Сиу:




Возможно, одними из самых роскошных предметов костюма танцоров мужчин Сиу старого стиля, являются полностью расшитые бисером жилетки в технике «ленивый стежок», которые достигли огромной популярности между 1890 и приблизительно 1910 годами, что сегодня можно понять, изучая фотографии.

Появление таких жилеток было вдохновлено тряпичными жилетками, которыми торговали с 1870-ых, расшитые жилетки носил народ Сиу на танцах и встречах, особенно они были популярны в резервации Пайн Ридж и Роузбад, многие из носителей сотрудничали с шоу Баффало Билла Коди и других шоу о Западе. Прошлые несколько лет получили возрождение этого популярного предмета одежды среди традиционных танцоров. Полностью расшитый бисером жилет такого типа является превосходным дополнением к любой традиционной танцевальной регалии стиля Сиу, и прекрасным ремесленным изделием для коммерческой торговли. Такой жилет – главный герой этой статьи, которая является вводной частью для исследования этого предмета, включает краткое описание его истории, техники создания и художественного оформления жилетки стиля Сиу, статья включает фотографии нескольких предметов для примера, исследованных автором.

Полностью расшитый бисером жилет не является изобретением коренных американцев. Коммерчески производимые тканевые жилетки европейского стиля, были, конечно, неиндейского фасона. Они рекламировались в современных каталогах магазинов того времени, и в 1870-ых перешли в туземное одеяние, иллюстрируя собой новую смесь неиндейского и индейского платья, которое получило своё развитие далеко вперёд от середины девятнадцатого века.

Такая тенденция, возможно, была рождена индейскими женщинами, которые стали делать туземные версии тканевых жилеток из выделанной кожи. Восточные Сиу, помимо полностью расшитых, изготавливали кожаные жилетки выкройки по европейскому образцу, которые украшались цветочным орнаментом из игл. Полностью расшитые бисером различаются, тонко скроенные без покроя жилеты, вероятно появились среди Титон-Сиу в начале 1880-ых, и достигли своего апогея в течение 1890-ых и в первом десятилетии двадцатого столетия. Хотя здесь автором сделан акцент на полностью расшитых бисером жилетках Титон-Сиу, читатель должен иметь в виду, что подобные жилеты были не менее популярны среди Шайенов, Арапахо и других племён центральных Равнин. На старых фотографиях можно увидеть танцоров Омаха и Пауни, которые носят полностью расшитые бисером жилеты в стиле Сиу. Стоит только догадываться, каким образом они попали к ним, возможно, некоторые из них были первоначально изготовлены Сиу и приобретены через торговлю. (Конечно, множество других изделий, как, к примеру, бисерные мешки для трубок Титон Сиу приобретались и использовались Кроу, также как Сиу часто стремились приобрести мокасины от своих соседей – Шайенов).

Техника изготовления

Большинство полностью расшитых бисером жилетов стиля Сиу были сделаны из кожи ручной выделки (бычьей или коровьей), сшивались сухожилием и украшались бисерной техникой «ленивый стежок». Обычно правильные жилетки разрезаны и часто кажутся слегка маленькими в размере, хотя европейские тканевые жилеты модные в то время, также имели схожую тенденцию.

Очевидно, что размеры изменяются от жилета к жилету. Оценка примеров складывалась из длины задней части и максимальной ширины жилета, которые часто являются относительно равными. Более или менее точные размеры приводятся везде, где возможно в детальных описаниях иллюстрированных жилеток. Вырезы для шеи обычно делались V-образной формы. Один приведённый пример (фотография 1А) имеет U-образную форму отверстия для шеи.

Вообще, жилеты состоят из трёх частей: спины и передней части (левой и правой), которые сшивались в плечах и к низу вдоль сторон тела. Для сшивания частей вместе, используются сухожилия или фабричная нить. Иногда, ради экономии, несколько меньших частей сшивались вместе, ведь, в конце концов, внешние поверхности полностью закрывались бисером. Иногда в жилетах делали подкладку из фабричной ткани, которая кроилась и сшивалась в плечах согласно кожаному образцу.

Использование цветного бисера

Преобладающем цветом фона был белый (меловый, белый или молочный белый), в качестве альтернативы под фон использовался голубой, бирюзовый или розовый цвет бисера, они, однако являются исключением нежели правилом.

Для орнаментов использовался обычный диапазон цветов бисера любимых Титон-Сиу. Они включают белый, красный, тёмный синий, голубой, светлый синий, светлый зелёный, прозрачный тёмно-зелёный и сальный жёлтый. На лицевой стороне стальные и медные бусины были весьма популярны какое-то время, и использовались довольно экономно.

Однако, Титон-Сиу вообще ограничивали свой набор цветов до трёх или четырёх помимо цвета фона, обычно они включали синий и белый. Желающим изучить узоры жилета подробно, я рекомендую ознакомиться со статьёй Ричарда Кона о бисерной вышевке Титон-Сиу. Там собрана подробная информация о выборе цветов бисера, и дублировать это в данной статье было бы лишне, ввиду полного раскрытия этой темы Конном.


Стилистические мотивы и дизайн

Геометрия

Широкий диапазон геометрических орнаментов бисерной вышивки использовался в стиле второй волны бисерного периода, как выделил Lyford [2], и описывается автором как «барочная» стадия, состоящая из сложных узоров в виде прямоугольников, треугольников, многогранников, параллелограммов, брусков, перекрестий и т.д.

Некоторые жилеты, датированные с 1880-ых, сохранённые в большом количестве, могут показать несколько менее сложных узоров, по сравнению с полностью заполненным орнаментом бисерным фоном. (См. фотографии 2А и В). Некоторые детские жилетки украшены относительно простыми мотивами из-за меньшей поверхности бисерной области, хо это вовсе не было правилом.

К 1890-ым однако, выдвинулась тенденция лёгкого паучьего эффекта, который был, вероятно, вдохновлён орнаментами неиндейских ковров, и использовался в бисерной вышивке Сиу в конце девятнадцатого столетия. Эти полученные мотивы идеально подходили под ленивый стежок, и часто расширялись вспомогательными разветвлениями, зигзагообразными и зубцеобразными окончаниями.

Большинство жилетов, изученных мною и представленных в этой статье, выполнены в «барочном» стиле бисерной работы. Распространённый мотив, используемый на жилетах стиля Сиу, это «типи и облака» [Lyford, FIGS.32 и 33]: равносторонний треугольник, продлеваемый двумя прямоугольными треугольниками, смотрящими друг на друга.

Существует бесчисленные разновидности этого общего мотива, несколько из которых показаны на Рис. 3 (Е). Эти узоры даны просто как пример, и потому вовсе не обязательно точно копировать их в вышивке. Традиционное бисерное творчество в производстве жилеток (как и в любой другой вещи) всегда уникально, хотя идея мотивов и вдохновляется традицией орнаментов. Художники Сиу никогда не боялись проявлять своё творчество и изощрённость! Жилет, показанный на фотографии 1 В, демонстрирует особенный вид узора, где мотив «типи» разрезан вертикально, на верху изображена пара «облаков». Наблюдая за этим творчеством внимательно, можно хорошо представить, каково было восхищение от бисерной работы Лакота, так как они достигли великолепного стиля, вышивая ленивым стежком переднюю и заднюю часть жилета.

подробнее про жилетки (кому надо) тут: http://www.lakota-indians.narod.ru/TetonSiouxVest.html<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

индейцы северной америки