мужские желетки Сиу:
Возможно, одними из самых роскошных предметов костюма танцоров мужчин Сиу старого стиля, являются полностью расшитые бисером жилетки в технике «ленивый стежок», которые достигли огромной популярности между 1890 и приблизительно 1910 годами, что сегодня можно понять, изучая фотографии.
Появление таких жилеток было вдохновлено тряпичными жилетками, которыми торговали с 1870-ых, расшитые жилетки носил народ Сиу на танцах и встречах, особенно они были популярны в резервации Пайн Ридж и Роузбад, многие из носителей сотрудничали с шоу Баффало Билла Коди и других шоу о Западе. Прошлые несколько лет получили возрождение этого популярного предмета одежды среди традиционных танцоров. Полностью расшитый бисером жилет такого типа является превосходным дополнением к любой традиционной танцевальной регалии стиля Сиу, и прекрасным ремесленным изделием для коммерческой торговли. Такой жилет – главный герой этой статьи, которая является вводной частью для исследования этого предмета, включает краткое описание его истории, техники создания и художественного оформления жилетки стиля Сиу, статья включает фотографии нескольких предметов для примера, исследованных автором.
Полностью расшитый бисером жилет не является изобретением коренных американцев. Коммерчески производимые тканевые жилетки европейского стиля, были, конечно, неиндейского фасона. Они рекламировались в современных каталогах магазинов того времени, и в 1870-ых перешли в туземное одеяние, иллюстрируя собой новую смесь неиндейского и индейского платья, которое получило своё развитие далеко вперёд от середины девятнадцатого века.
Такая тенденция, возможно, была рождена индейскими женщинами, которые стали делать туземные версии тканевых жилеток из выделанной кожи. Восточные Сиу, помимо полностью расшитых, изготавливали кожаные жилетки выкройки по европейскому образцу, которые украшались цветочным орнаментом из игл. Полностью расшитые бисером различаются, тонко скроенные без покроя жилеты, вероятно появились среди Титон-Сиу в начале 1880-ых, и достигли своего апогея в течение 1890-ых и в первом десятилетии двадцатого столетия. Хотя здесь автором сделан акцент на полностью расшитых бисером жилетках Титон-Сиу, читатель должен иметь в виду, что подобные жилеты были не менее популярны среди Шайенов, Арапахо и других племён центральных Равнин. На старых фотографиях можно увидеть танцоров Омаха и Пауни, которые носят полностью расшитые бисером жилеты в стиле Сиу. Стоит только догадываться, каким образом они попали к ним, возможно, некоторые из них были первоначально изготовлены Сиу и приобретены через торговлю. (Конечно, множество других изделий, как, к примеру, бисерные мешки для трубок Титон Сиу приобретались и использовались Кроу, также как Сиу часто стремились приобрести мокасины от своих соседей – Шайенов).
Техника изготовления Большинство полностью расшитых бисером жилетов стиля Сиу были сделаны из кожи ручной выделки (бычьей или коровьей), сшивались сухожилием и украшались бисерной техникой «ленивый стежок». Обычно правильные жилетки разрезаны и часто кажутся слегка маленькими в размере, хотя европейские тканевые жилеты модные в то время, также имели схожую тенденцию.
Очевидно, что размеры изменяются от жилета к жилету. Оценка примеров складывалась из длины задней части и максимальной ширины жилета, которые часто являются относительно равными. Более или менее точные размеры приводятся везде, где возможно в детальных описаниях иллюстрированных жилеток. Вырезы для шеи обычно делались V-образной формы. Один приведённый пример (фотография 1А) имеет U-образную форму отверстия для шеи.
Вообще, жилеты состоят из трёх частей: спины и передней части (левой и правой), которые сшивались в плечах и к низу вдоль сторон тела. Для сшивания частей вместе, используются сухожилия или фабричная нить. Иногда, ради экономии, несколько меньших частей сшивались вместе, ведь, в конце концов, внешние поверхности полностью закрывались бисером. Иногда в жилетах делали подкладку из фабричной ткани, которая кроилась и сшивалась в плечах согласно кожаному образцу.
Использование цветного бисера
Преобладающем цветом фона был белый (меловый, белый или молочный белый), в качестве альтернативы под фон использовался голубой, бирюзовый или розовый цвет бисера, они, однако являются исключением нежели правилом.
Для орнаментов использовался обычный диапазон цветов бисера любимых Титон-Сиу. Они включают белый, красный, тёмный синий, голубой, светлый синий, светлый зелёный, прозрачный тёмно-зелёный и сальный жёлтый. На лицевой стороне стальные и медные бусины были весьма популярны какое-то время, и использовались довольно экономно.
Однако, Титон-Сиу вообще ограничивали свой набор цветов до трёх или четырёх помимо цвета фона, обычно они включали синий и белый. Желающим изучить узоры жилета подробно, я рекомендую ознакомиться со статьёй Ричарда Кона о бисерной вышевке Титон-Сиу. Там собрана подробная информация о выборе цветов бисера, и дублировать это в данной статье было бы лишне, ввиду полного раскрытия этой темы Конном.
Стилистические мотивы и дизайн
Геометрия
Широкий диапазон геометрических орнаментов бисерной вышивки использовался в стиле второй волны бисерного периода, как выделил Lyford [2], и описывается автором как «барочная» стадия, состоящая из сложных узоров в виде прямоугольников, треугольников, многогранников, параллелограммов, брусков, перекрестий и т.д.
Некоторые жилеты, датированные с 1880-ых, сохранённые в большом количестве, могут показать несколько менее сложных узоров, по сравнению с полностью заполненным орнаментом бисерным фоном. (См. фотографии 2А и В). Некоторые детские жилетки украшены относительно простыми мотивами из-за меньшей поверхности бисерной области, хо это вовсе не было правилом.
К 1890-ым однако, выдвинулась тенденция лёгкого паучьего эффекта, который был, вероятно, вдохновлён орнаментами неиндейских ковров, и использовался в бисерной вышивке Сиу в конце девятнадцатого столетия. Эти полученные мотивы идеально подходили под ленивый стежок, и часто расширялись вспомогательными разветвлениями, зигзагообразными и зубцеобразными окончаниями.
Большинство жилетов, изученных мною и представленных в этой статье, выполнены в «барочном» стиле бисерной работы. Распространённый мотив, используемый на жилетах стиля Сиу, это «типи и облака» [Lyford, FIGS.32 и 33]: равносторонний треугольник, продлеваемый двумя прямоугольными треугольниками, смотрящими друг на друга.
Существует бесчисленные разновидности этого общего мотива, несколько из которых показаны на Рис. 3 (Е). Эти узоры даны просто как пример, и потому вовсе не обязательно точно копировать их в вышивке. Традиционное бисерное творчество в производстве жилеток (как и в любой другой вещи) всегда уникально, хотя идея мотивов и вдохновляется традицией орнаментов. Художники Сиу никогда не боялись проявлять своё творчество и изощрённость! Жилет, показанный на фотографии 1 В, демонстрирует особенный вид узора, где мотив «типи» разрезан вертикально, на верху изображена пара «облаков». Наблюдая за этим творчеством внимательно, можно хорошо представить, каково было восхищение от бисерной работы Лакота, так как они достигли великолепного стиля, вышивая ленивым стежком переднюю и заднюю часть жилета.
подробнее про жилетки (кому надо) тут:
http://www.lakota-indians.narod.ru/TetonSiouxVest.html<\/u><\/a>