неделя индейцев понка!!!
Изучение племен индейцев Северной Америки с целью равномерного въезжания в тему будет производиться поэтапно: каждую неделю мы изучаем разные племена индейцев. Для этого читаем и добавляем информацию в темы про индейское племя, неделя которого объявлена на форуме!
Добалена информация в раздел:
Племена (7.06.2010)


Решено на данном этапе приостановить работу за временным недостатком возможности ее продолжения.
"Свобода слова" открыта для общения. Если будут вопросы - пишите.
Приносим извинения за временные неудобства.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 145
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:11. Заголовок: Шайены


Шайены
Алгонкиноязычное племя кочевников, состоявшее из двух народов — тсистсистас и сутаи. Первые составляли основную часть племени. Шайены в разные времена воевали с сиу, оджибвеями, кри, ассинибойнами, черноногими, сарси, кроу, гровантрами, ютами, шошонами, банноками, арикарами, хидатсами, майданами, понками, канзами, ото, миссури, омахами, осейджами, пауни, команчами, кайовами и кайова-апачами, потаватоми, сауками и фоксами. И белые, и индейские современники считали шайенов одними из самых яростных и храбрых бойцов. На вопрос, воины какого из враждебных кроу племен были самыми храбрыми, вождь Много Подвигов, не задумываясь, ответил, что ими были шайены. Капитан Вильям Кларк в 1881 году писал: «Они храбро сражались за свою страну, и их история последних лет написана кровью. Невинные поселенцы испытали жестокое насилие от их рук... а их самих выслеживали, словно волков, и убивали, как бешеных собак... Сперва шайены дружелюбно относились к белым людям, но впоследствии стали одним из величайших ужасов границы». В первой половине XIX века племя разделилось на две ветви — северную и южную. С 1860 по 1878 год шайены принимали активное участие в войнах с американцами вместе с кайовами и команчами на юге, и с сиу на севере.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]


администратор




Сообщение: 146
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:19. Заголовок: Шайены и арапахо изд..


Шайены и арапахо издавна жили на землях к западу от Великих Озер. Они начали мигрировать в сторону прерий в конце XVII века. По пути им повстречались оседлые индейцы-манданы и арикара. На какое-то время шайены и арапахо приняли образ жизни этих индейцев, построив землянки и разбив поля и огороды. Но как только во 2-ой половине XVIII века в северных прериях появились первые лошади, они очень быстро превратились в мобильных и воинственных кочевников. Через какие-то два поколения они напрочь забыли о землянках и полях. Ведь бизоны дали все, что им требовалось. Мясо,внутренние органы и жир животных жли на еду; из шкур делались покрышки для типи, мокасины,рубахи, леггины, набедренные повязки, пояса, щиты, ножны, уздечки, лассо, седла, cумки; из рогов-пороховницы, чашки, ложки, черпаки, составные части головных уборов; из костей-ножи, наконечники для стрел и копий, палицы, церемониальные и игральные предметы; из шерсти-головные уборы, веревки, плетки; из копыт-клей и погремушки; из хвостов-кнуты и мухобойки; из сухожилий- нитки и тетивы. Даже бизоний кизяк не пропадал даром-он служил топливом. Все остальное добывалось путем обмена.

В северных прериях шайены приняли в свои ряды родственных им сутайев и заключили союз с арапахо. Но объединенные племена, насчитывавшие 6,500 человек, не смогли, однако, противостоять индейцам лакота, которые чуть позже вторглись в район реки Платт. В поисках охотничьих угодий шайены и арапахо кочевали от Монтаны до Техаса. К 1806 году кланы арапахо обосновались на реке Арканзас и проникли в Скалистые горы, где начали долгую вражду с ютами. После возникновения фортов Бент и Уильямс на реках Арканзас и Сев. Платт соответственно, их торговля с постов на Миссури переместилась в южный регион. Но южные земли не были пусты. Объединенные племена с 20-ых годов XIX века постоянно сражались с команчами и кайова. В ходе увеличения охотничьих территорий шайены, арапахо и лакота вытеснили кроу на запад от рек Паудер и Танг, Шайены и арапахо дрались с кроу до начала 60-ых годов, когда кроу отступили еще дальше к западу.

Вдоль реки Платт и к югу от нее два племени нашли для себя еще одного достойного противника-пауни. Они сражались с пауни из-за района РепабликанРивер-лучших бизоньих земель в центральных прериях. Иногда им на помощь приходили брюле и оглала.

В 1830 году все племя шайенов двинулось в поход против пауни на Платт Ривер. В последущей схватке пауни захватили священные стрелы шайенов и долгое время продержали их у себя. Стрелы все же вернулись, но многие шайены считали, что потеря священных стрел стала причиной большинства бед племени. Хотя шайены и арапахо вместе сражались против общих врагов, воины арапахо чаще ходили войной на кроу, шошонов и ютов, чем на равнинных противников. А когда от армии США исходила угроза, арапахо обычно предпочитали мир кровопролитию.

Не то с лакота и шайенами. Несмотря на мирный договор 1851 года в Ларами, они становились все более беспокойными из-за бесконечного потока белых переселенцев, ответственных за распространение болезней и истребление бизонов. Чтобы прокормить семьи, индейским охотникам приходилось покрывать огромные расстояния.

Вожди же арапахо были менее воинственны и постоянно советоваали соплеменникам избегать неприятностей с белыми людьми.

Почему шайены всегда дрались с белыми, а арапахо предпочитали держаться в стороне? У двух племен были общие культурные характеристики. Бизоны для них служили основным источником пищи, и охота на них считалась главным занятием мужчин. Люди этих племен жили в типи. В общеплеменном лагерном круге каждый клан имел свое место. Боеспособные мужчины шайенов и арапахо входили в разные военные общества. Оба племени приняли Танец Солнца, обеспечивавший личное и племенное благосостояние. Родство у них велось по материнской линии и, кроме шайенских Солдат Псов, мужья жили в семьях свои жен. Люди двух племен говорили на алгонкинском языке,но их диалекты разнились, и понять шайену арапахо было не легко. Танец Солнца был важной церемонией,но арапахо считались более религиозными людьми,чем шайены. Каждое племя поклонялось своим фетишам: шайены-Священным Стрелам и Бизоньей Шапке, арапахо-Священному Колесу и Плоской Трубке.

Возможно, различия во взаимоотношениях шайенов и арапахо с белыми коренились в несхожести их политических устройств. Шайенами руководил Совет из 44 вождей. Власть этих вождей, однако, уравновешивалась силой военных обществ. Каждое общество имело своих лидеров и воинов, не менявших членство на протяжении всей военной карьеры. Вожди полагались на воинов в том, что касалось безопасности и дисциплины. Но если интересы вождей и воинов не совпадали в отношении войны и дипломатии, воины шайенов пренебрегали мнением вождей. Когда Черный Котел после резни на Сэнд Крик стал ратовать за мир, воины его общины отказались ему повиноваться и присоединились к своим воинственным друзьям. Воины арапахо в течении жизни проходили через 8 церемониальных обществ. Все мужчины схожего возраста входили в одно общество. Каждое общество имело свои обязанности, но восьмое, состоявшее из стариков, избирало вождей и обеспечивало племенное согласие, усиленное религиозными санкциями-для того, чтобы вожди и воины повиновались воле племени и старейшин. Очевидно, политическое устройство арапахо позволяло контролировать воинов и предотвратило широкомасштабную войну этого племени с белыми людьми.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 147
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:22. Заголовок: ШАЙЕНЫ Когда на Зап..


ШАЙЕНЫ
Когда на Западе шла война с индейцами, почти ни одна битва не обходилась без участия, по крайней мере, нескольких "сражающих-ся шайенов". Они были с Красным Облаком при разгроме Фаттермана и при штурме фургонов, многие из них принимали участие в битве у Литл Биг Хорн.
Однако разгром седьмого кавалерийского полка генерала Кастера был последней большой победой индейцев на северных равни-нах. После этой битвы против индейцев была сосредоточена сильная группа войск США. Американская армия наносила индей-цам одно сокрушительное поражение за другим и уничтожала их деревни.
Северные шайены тяжело пострадали и были вынуждены сдаться после того, как войска напали на их зимний лагерь и уничтожили все вигвамы, все запасы еды и одежды. Им обещали резер-вацию на севере. Но вместо этого их послали на юг, почти за тысячу миль от родных мест, в местность столь нездоровую, что многие из них погибли в первый же год от лихорадки и голода. Оставшиеся в живых шайены, больные, голодные и оборванные, поняли, что их всех ждет та же участь. Несколько раз они обращались к властям с просьбой разрешить им вернуться на свои земли, но безрезультат-но.
Наконец терпению шайенов пришел конец. В июле 1878 года Маленький Волк, боевой вождь, выразил чувства своего народа, когда сказал властям: "Я хочу уйти отсюда. Я собираюсь на север, в мою страну. Если вы пошлете за мной солдат, дайте мне уйти на небольшое расстояние отсюда. Если вы хотите сражаться, я буду драться с вами, и мы обагрим кровью место схватки".

ТУПОЙ НОЖ И МАЛЕНЬКИЙ ВОЛК ИДУТ ДОМОЙ
В легендарный поход отправилось почти 300 шайенов. Из них только 80 человек были воинами. Остальные старики, женщины и дети. Впереди были сотни миль пути через страну, где располагались крупные воинские силы с артиллерией, стояли укрепленные форты, а фермеры, скотоводы, рудокопы и вообще все пограничное население относилось к индейцам крайне враждебно.
Самой первой и главной заботой Маленького Волка было добыть лошадей и оружие. Набеги на фермы и ранчо позволили захватить нужное количество лошадей. Иногда то в одном, то в другом месте удавалось доставать патроны и винтовки. Несколько раз во время этого беспримерного похода солдаты, которые шли за индейцами по пятам, нападали на них, но индейцы всегда отбивали нападение и шли дальше. Хорошо вооруженный отряд из форта Доджа вынужден был отступить, а командовавший им полковник погиб. Каким-то невероятным образом индейцы продолжали продвигаться вперед, избегая столкновений, где это было возможно, но сражаясь с отчаянным мужеством, когда на них нападали.
Перейдя реку Норт-Платт, старый вождь Тупой Нож почувствовал себя дома и не пошел дальше. Многие индейцы, истощенные долгой дорогой, остались с ним. Маленький Волк и его приверженцы решили продолжать путь. Так расстались эти две группы. И об этом можно только сожалеть.
В конце октября Тупой Нож и его люди были обнаружены кавалерией среди песчаных холмов Небраски. У индейцев был жалкий вид. Оборванные, исхудавшие и страдающие от холода шайены сдались и были доставлены в форт Робинсон, где они должны были ждать от правительства решения своей участи.

ПОСЛЕДНИЕ ШАЙЕНЫ
Трагические события, которые произошли в форте Робинсон, являются ужасным примером того, к чему может привести ошибочная государственная политика, касающаяся индейцев.
Сначала с индейцами обращались хорошо, и они пользовались относительной свободой. А в это время по телеграфу между фортом и Вашингтоном шел обмен сообщениями и инструкциями. Наконец через несколько недель решение о судьбе индейцев было принято. Они должны были вернуться назад на юг. Тупой Нож ответил: "Вы можете убить нас здесь, но мы не пойдем назад". Попытки убедить индейцев не дали результатов. Выведенный из себя капитан Весселс запер пленных в бараках и лишил их воды и пищи, надеясь, что это заставит их согласиться с решением правительства. Ответ был тот же: скорее умрут, чем пойдут назад.
В холодную январскую ночь шайены напали на стражу, захва-тили винтовки и патроны, вырвались из бараков и бросились по глубокому снегу к обрыву. Солдаты преследовали их. К утру многие индейцы, слишком ослабевшие, чтобы далеко убежать, были пой-маны или убиты. В снегу было найдено 50 замерзших тел. Прошло несколько дней, прежде чем удалось определить все потери. Было убито 64 шайена и поймано 78. Солдат было убито 11 и 10 ранено.
Воинам Маленького Волка повезло больше. На следующий год их обнаружила армия, но к тому времени политика в отношении индейцев изменилась, и им в конце концов отвели резервацию в Монтане. Так им удалось вернуться домой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 148
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:22. Заголовок: ВЕЛИКИЕ ТАЛИСМАНЫ ..




ВЕЛИКИЕ ТАЛИСМАНЫ ШАЙЕНОВ.
СВЯЩЕННЫЕ СТРЕЛЫ
Одна из самых священных принадлежностей шайенов. Высшее Существо МАХЕО на священной горе Noaha-vose дало четыре стрелы великому пророку ДУШИСТАЯ МАГИЯ. Во время пребывания среди шайенов он дал им Священные Стрелы, а также дал законы и высказал пророчества. Священные Стрелы известны среди шайенов как Maahotse (еще Mahuts - производное от Maheo - Cоздателя). Кроме благословения народа и объединения его как шайенов, Священные Стрелы символизируют мужскую силу. Две из них - так называемые человеческие стрелы, а две других - бизоньи.
Описываемые как один из великих талисманов шайенов (другой - СВЯЩЕННАЯ БИЗОНЬЯ ШАПКА), они как бы являются живым воплощением духовной силы. В прошлом, когда Священные Стрелы и Священную Шапку брали в сражения, они, по рассказам, могли своей силой ослепить врагов. Одна из худших трагедий в истории шайенов - захват Священных Стрел скиди пауни примерно в 1830 г., когда хранителем был БЕЛЫЙ ГРОМ, с которой начался длинный период катастроф. Новые стрелы были сделаны при участии таких святых людей, как БУЗИНА и БЕШЕННЫЙ МУЛ.
Согласно учения ДУШИСТОЙ МАГИИ Стрелы обновляли всякий раз, когда народ болел или попадал в полосу неудач, церемонию обновления описывали как "важнейшим религиозным обрядом шайенов". Их так же обновляли, когда шайен убивал соплеменника. Люди верили, что убийство пачкало в крови Стрелы, в этом случае было необходимо обновление и восстановление единства народа. В прошлом, говорят шайены, эта церемония была точной копией того, чему научили ДУШИСТУЮ МАГИЮ на Noaha-vose, когда один из вождей Совета Сорока Четырех давал обет на ее проведение, но во время резервационного периода эта практика изменилась.
Всякий шайен, который сталкивался в своей жизни с большими трудностями имел право дать обет на проведение этой церемонии. Кроме духовной подготовки, давший обет собирал в одно место подношения, подарки и пищу. Согласно традиции он мог объявить о предстоящей (upcoming) церемонии обновления после первого весеннего грома. И до тех пор, пока в текущем году не завершали этот обряд, ни одна другая церемония не могла иметь места. Обширный ритуал, которому обычно следовали жрецы Священных Стрел, обычно включал четыре подготовительных дня и четыре дня непосредственного обновления.
Хранителями, которые выполняли свои обязанности в прошлом были КАМЕННЫЙ ЛОБ и ЧЕРНАЯ ЛОХМАТАЯ СОБАКА. Хранителями 20-го века были МАГИЧЕСКИЙ ЛОСЬ, ЭДВАРД КРАСНАЯ ШАПКА и ЛЫСЫЕ БЛИЗНЕЦЫ. Хранителю в его обязанностях помогала Женщина Хранителя Священных Стрел.

СВЯЩЕННАЯ ШАПКА
Священная Шапка - один из двух великих талисманов шайенов, второй после СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ. Является жизненным воплощением духовной силы. На языке шайенов обозначается словом Esevone, под которым также понимается стадо бизоних. Была принесена великим пророком и культурным героем сахтай Tomsivsi - Прямые Рога, которые в свою очередь получил ее от Верховного Существа МАХЕО на священной горе на севере. Когда две родственные группы объединились от сахтай шайены приобрели Священную Бизонью Шапку и церемонию Танца Солнца. Вместе с духовным подарком - Священной Шапкой, которая была сделана из скальпа с рогами бизонихи, народ получил благословение в обновлении и процветании.
В прошлом, когда Шапку и Стрелы брали в сражения, шайены верили, что их сила ослепляет врагов и защищает собственных воинов. В 1874 г. относительно Священной Шапки среди шайенов возник спор. Хранитель Полмедведя умер, а его сын, УГОЛЬ-МЕДВЕДЬ, в это время отсутствовал и Священная Шапка попала в руки временного хранителя, который отказался вернуть талисман УГОЛЬ-МЕДВЕДЮ, когда тот вернулся. В конце концов УГОЛЬ-МЕДВЕДЬ получил Священную Шапку, но она оказалась с большим повреждением. Шайены восприняли этот случай как ужасную трагедию народа и продолжением периода несчастий, который начался с утерей Священных Стрел в 1830 г.
Сын УГОЛЬ-МЕДВЕДЯ, ПЕСЧАНЫЙ ЖУРАВЛЬ, также стал хранителем, впрочем, как и его внучка ДЖОЗЕФИНА БЫСТРАЯ ГОЛОВА ХРОМАЯ, которая была определена на эту роль ДЖО МАЛЕНЬКИМ КОЙОТОМ. Сегодня Священная Шапка находится под наблюдением хранителя среди северных шайенов в Монтане, в чем ему помогает Женщина Священной Бизоньей Шапки, в ее обязанности входит перенос самой Шапки и ее палатки во время переездов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 149
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:24. Заголовок: ХРАНИТЕЛИ СВЯЩЕННЫ..




ХРАНИТЕЛИ СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ

БЕЛЫЙ ГРОМ (СЕРЫЙ ГРОМ, или РАСКРАШЕННЫЙ ГРОМ), 1763-1838.
Во время исполнения Белым Громом обязанностей хранителя Священных Стрел у шайенов произошла величайшая религиозная катастрофа. В 1830 г. во время битвы пауни захватили Священные Стрелы. Это печальное событие открыло длинный период неудач в жизни шайенов. Хотя БУЗИНА и БЕШЕННЫЙ МУЛ сделали новые стрелы под руководством хранителя, народ продолжал терпеть поражения. В 1835 г. Белый Гром отправился к скиди пауни со своей трубкой и без оружия. Он вместе с другими шайенами встретился с Большой Пятнистой Лошадью (другое имя Большой Орел), вождем пауни, который хранил у себя стрелы после их захвата. Во время этого визита они договорились о возвращении одной первоначальной Стрелы.
В 1837 г. Белый Гром пострадал от рук Тетив Лука или Солдат Собаки. Поскольку был объявлен обет заменить Священные Стрелы, ни один отряд не мог отправиться на войну до завершения церемонии. Нетерпеливые Тетивы Лука были возмущены тем, что соблюдение этого правила удерживает их на месте. Когда Белый Гром спокойно призвал к выдержке и отверг их требования, солдаты избили его плетками. Святой согласился выполнить церемонию но предупредил Тетив Лука, что они потерпят поражение. Вскоре примерно 42 члена этого общества погибла в стычке с Кайова и Команчами.
Белый Гром, погибший в 1838 г., был единственным хранителем Священных Стрел, который был убит врагами шайенов. Это случилось во время битвы с Кайова и Команчами и объяснялось следствием захвата Священных Стрел, после чего на племя обрушились несчастья. Семья святого включала его жену, Женщину Хвост и зятя Уильяма Бента, который основал форт Бента. Белый Гром не оставил приемника хранителя Священных Стрел. Его имя еще переводится как Гром Раскрашенный Белой Глиной.

КАМЕННЫЙ ЛОБ (HOHONAI'VIUHK' TANUHK), 1795-1876.
Уважаемый святой, который был хранителем Священных Стрел с 1849 до самой своей смерти в 1876. Каменный Лоб принадлежал к клану Ivistsi-nih'pah или Аорты и был выбран хранителем за свою экстраординарную магическую силу. Он был также известен как прославленный воин, который возглавлял военные отряды в походах за лошадьми. Но после того, как был выбран хранителем, стал жить в мире, поскольку этого требовал роль приближенного к Священным Стрелам. В период, когда он опекал Стрелы, жизнь и традиции шайенов все больше подвергались давлению извне за счет притока чужеродцев и Каменный Лоб принял на себя прочие руководящие роли, включая должность верховного вождя в 1951 г., когда он наряду с другими подписал Великий Договор на Хорс-крик. На переговорах присутствовали представители правительства США и других племен прерий. Соглашение подразумевало снабжение провизией на пограничных территориях, право на проезд, а также обязательства мира и дружбы. Когда шайены были осаждены солдатами, Каменный Лоб в конечном итоге пришел к выводу, что мир возможен будет только в случае изгнания пришельцев. Но был поставлен перед выбором, либо покинуть племенную территорию, либо быть заключенным в резервацию. В этот период Каменный Лоб разъезжает между группами северных и южных шайенов, благословляя народ присутствием Священных Стрел. Шайены рассказывают, что в одну из таких зимних поездок он превратил свой отряд в бизонов, чтобы скрыть его от преследовавших солдат.
Одно из пророчеств Каменного Лба касалось лейтенанта-полковника Джорджа Армстронга Кастера, о чем шайены вспомнили после битвы на Литтл Бигхорн. В 1869 г. Кастер выкурил трубку с хранителем Стрел Каменным Лбом в палатке Священных Стрел, дав обещание больше не сражаться с шайенами. Каменный Лоб спокойно объяснил ему на шайенском языке, что если он нарушит обещание его самого и его солдат ожидает смерть. Выбив пепел трубки на ботинки Кастера, он показал что Махео, Создатель, уничтожит его если тот пойдет против трубки.
Каменный Лоб умер в 1876 среди северных шайенов. Он умер не успев вырезать кремневым ножом на груди следующего хранителя, его сына ЧЕРНОЙ МОХНАТОЙ СОБАКИ, который был в отъезде, священных знаков и принести таким образом его тело в жертву Махео и священным силам, как то предписывал обычай. Вместе с его кончиной этот обычай прекратился. Каменный Лоб был также известен как Человек Который Ходит Носками Наружу, а также как Магическая Стрела. Кроме ЧЕРНОЙ МОХНАТОЙ СОБАКИ у него было еще два сына, Высокий Волк и Лисий Хвост.

ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА, 1823-1883.
Унаследовал должность хранителя СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ в 1876 г. от своего отца КАМЕННОГО ЛБА. Когда его отец неожиданно умер, Черная Мохнатая Собака был далеко от дома. Таким образом КАМЕННЫЙ ЛОБ не смог вырезать священные символы на коже своего сына, как того требовал обычай, как знак успешного выполнения роли хранителя и как спиритуальное принесение в жертву своего тела. Так этот обычай прекратил свое существование. Пока не вернулся ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА о Стрелах заботилась вдова КАМЕННОГО ЛБА. ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА и его жена были среди тех шайенов, которым в апреле 1875 г. удалось скрыться во время нападения американской армии на группу южных шайенов под предводительством Маленького Быка, находившихся на Саппа-крик, Канзас, когда они направлялись на территорию северной группы своего племени. ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА остался жив потому, что Стрелы охраняли его. После того, как они перешли к нему от матери, он и его жена присоединились к основной группе племени на севере. Преследуемые солдатами они взяли по две Священных Стрелы и пошли разными дорогами. Позже ЧЕРНАЯ МОХНАТАЯ СОБАКА настаивал на перемещении лагеря Тупого Ножа со стоянки на реке Паудер, но Последний Бык, предводитель общества Лисят, дал приказ членам своего общества оставить лагерь на месте. В результате силы генерала Рональда Маккензи 26 ноября атаковали лагерь. Хранитель Стрел первым увидел приближение врагов и поднял тревогу. Во время атаки он встал в том месте, где смог повернуть силу Стрел против солдат и их скаутов. Хранитель, его жена и другие оставшиеся в живых семьи достигли южных шайенов на Индейской Территории. Другое имя ЧЕРНОЙ МОХНАТОЙ СОБАКИ - Черная Мохнатая Овчарка.

ЛЫСЫЕ БЛИЗНЕЦЫ (СКАББИ), 1874-1964.
Был хранителем с 1936 по 1956. Происходит из южных шайенов, сын Рубаки Желтокожего Теленка. В 1945 г. носил Стрелы на Ноаха-восе, священную Медвежью Гору, помолиться в знак благодарности за окончание Второй Мировой Войны. Да этого, на протяжении многих лет, Стрелы не покидали южных шайенов. Позже, в 1948 и 1953, Близнецы вновь посещал северян для проведения церемоний. В 1956 г., по ряду причин, он решает передать Стрелы религиозным лидерам северян. Поскольку это решение было принято без участия военных обществ и вождей, его признали недействительным. Делегация, выбранная уважаемыми шайенскими лидерами, вернула СВЯЩЕННЫЕ СТРЕЛЫ на юг.

МАГИЧЕСКИЙ ЛОСЬ, ДЖЕЙМС (СЛЕПОЙ ВОЛК), 1907-1974.
Его родителями были северные шайены, мать - Мэри Птица-Медведь и отец - Магический Лось. В юности он принимал участие в священной церемонии МАССАУМ, как выяснилось позже, самая последняя среди южных шайенов Оклахомы. Магический Лось женится на женщине из своего клана и становится жрецом Палатки Магических Стрел. Когда уважаемые старейшины не смогли найти кандидатуры для нового хранителя, он сказал, что будет выполнять эту роль, пока таковой не будет найден. Его заслуга в том, что Стрелы не передали в музей, как поговаривали, что нашелся человек, который заботился о них на их истинном месте - среди шайенов. Магический Лось выполнял роль хранителя с 1962 по 1971 гг. В этот период он выполнил обет провести пост на Ноаха-восе, Медвежьей Горе. Его приемником стал ЭДВАРД КРАСНАЯ ШАПКА.

КРАСНАЯ ШАПКА, ЭДВАРД (СВЯЩЕННОЕ ЗНАМЯ, или ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК) 1898-1982
Южный шайен, родился в 1898 г., мать - Идет В Середине, отец - Красная Шапка. В 1971 г. был выбран на самую святую должность среди шайенов, должность хранителя СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ. Красную Шапку очень уважали за то, что он хорошо разбирался в религиозных вопросах шайенов. Его семья имела право делать Голубое Небо - священный объект, который в церемонии обновления Стрел символизировал небеса. Будучи хранителем, Красная Шапка одобрил попытку Исследовательского Центра Северных Шайенов и Ассоциации Развития Человечества восстановить и сохранить традиции своего народа. Он также постился и молился на Ноаха-восе, священной Медвежьей Горе и выполнял свои обязанности хранителя. С 1971 г. до самой своей смерти 24 февраля 1982 г. он обучал религии шайенов писателя Карла Шлезера.

ХРАНИТЕЛИ СВЯЩЕННОЙ ШАПКИ

УГОЛЬ МЕДВЕДЬ, 1827(?)-1896.
Родился где-то между 1820 и 1830-ми гг., возможно в 1827, 1828 или 1836. Был сыном святого Полмедведя, из клана сахтай, хранителя Esevone, Священной Шапки, который был на этой должности до самой своей смерти в 1869 или 1870 г. Уголь Медведь и его брат Завернутые Волосы, оба принадлежавшие к обществу Лисенка, отсутствовали в момент смерти своего отца. Чувствуя приближение смерти и зная об отсутствии Уголь Медведя, Полмедведя обучил священным знаниям и способам обращения с Шапкой своего друга Разбитую Тарелку (Ворона Белый, Crow White) и его жену, Стоящую Женщину (Язык Мокасина или Ho'ko). После того как в 1974 или 1974 году Уголь Медведь возвратился домой, он собрал лошадей и другие подарки для временного хранителя, поскольку тот нес высокую ответственность заботясь о Шапке. Поскольку он был сахтай и сыном предыдущего хранителя Полмедведя, эта должность должна была перейти к нему. Когда Разбитая Тарелка отказался передать талисман, военные общества сообщили ему, что будет лучше, если он сдаст полномочия мирным путем. Поскольку он продолжал упорствовать, всеми уважаемые шайены забрали у него Esevone и передали святыню Уголь Медведю. Позже, во время церемонии было обнаружена, что один из рогов Esevone отсутствует, из связки исчезли и другие священные предметы. Стоящая Женщина изуродовала Священную Шапку, совершив акт, который вызвал продолжительный период опустошительных неудач. Несмотря на то, взамен исчезнувшего жрец сделал новый рог, Уголь Медведь и его народ продолжали терпеть несчастья. Разбитая Тарелка и его семья стали изгнанниками и согласно пророчеству пострадали больше всех.
Уголь Медведь служил хранителем в темный период истории своего народа. Несмотря на то, что шайены в 1876 г. выиграли битву на Литтл Бигхорн, другие столкновения с армией США закончились смертью многих шайенов и под угрозу сохранения была поставлена их собственная жизнь. После сдачи в плен в форте Робинсон, шайенам велели перебираться на Индейскую Территорию (нынешний штат Оклахома), Уголь Медведь и его жена отправились туда вместе со Священной Шапкой. Говорят, что хранитель вместе со святыней вернулся на свою северную родину в 1881 г. Разделяя все несчастья своего народа, Уголь Медведь кроме того потерпел личное поражение. Хотя в осквернении талисмана не было его вины, для хранителя он умер очень рано. Обычно они, охраняемые магической силой, жили долгой, здоровой жизнью. В палатке Священной Шапки Уголь Медведю помогали Кофе, так и не женившийся шайен, а также его жена. У хранителя было две жены, Счастливая Путешественница и Белая Женщина, а также 11 детей. Он умер в 1896 г, и был похоронен с помощью особого ритуала, который требовало его особое священное положение. Другие имена Уголь Медведя, Древесный Уголь Медведь и Черный Медведь.

ПЕСЧАНЫЙ ЖУРАВЛЬ, 1873-1950.
Его отцом был Уголь Медведь, а матерью - Счастливая Путешественница (согласно других источников - Утренняя Звезда или Женщина Кролик). Уголь Медведь был хранителем до самой своей смерти в 1896 г., это было позже, чем за 38 лет, как Песчаный Журавль принял эту роль. Хотя он был женат на женщине из племени арапахо, которая была против того, чтобы ее муж стал хранителем Esevone. Известна его преданность продолжать священный путь своего народа, он обучил сахтайскому Танцу Солнца нескольких молодых людей, которые позже стали уважаемыми жрецами этой церемонии. Результатом такой позиции и такого обучения было появление нового поколения религиозных лидеров, что давало уверенность в продолжении священных традиций. Песчаный Журавль также известен тем, что в 1911 г. помогал провести последнюю среди северных шайенов церемонию Массаум. Его рассказ о даре Священной Бизоньей Шапки (опубликован в книге Мэри Сандоз) и его варианты, был самым первым сообщением о пророке Прямые Рога. После смерти Песчаного Журавля в марте 1950 г, хранителем Esevone стал его брат Быстрая Голова.

ХРОМАЯ, ДЖОЗЕФИНА БЫСТРАЯ ГОЛОВА (СТОЯЩАЯ ВОЗЛЕ ОГНЯ), 1900-1980.
Хромая была из семьи хранителей, ее дедом был Уголь Медведь, а отцом - Быстрая Голова, которая обучила ее священному пути Священной Шапки и обязанностям жреца. После смерти ее отца в 1952 г. обязанности хранителя были предложены Джону Зубы. Когда он отказался от них, Священную Шапку передали в распоряжение Хромой. Предполагалось, что он будет временно выполнять эту должность, но продлилась до 1958 г. И он выполняла свои ежедневные обязанности по отношении к шапке с большой заботой и преданностью. В 1969 г., когда закончилась роль хранителя Джеймса Черного Волка, Esevone была вновь передана под заботу Хромой. Он вновь осталась на этой позиции до 1973 г., когда она попросила подыскать нового хранителя. Хромая умерла в 1980 г, ее преемником стал Джо Маленький Койот.

МАЛЕНЬКИЙ КОЙОТ, ДЖО (НОЧНОЙ БОЕЦ или НОЧНОЙ УБИЙЦА) родился в 1940-х.
Хранитель Священной Шапки, предводитель и лидер военного общества Лисят. Маленький Койот был из семьи воинов и жрецов. Его прадедушкой был сахтай Белая Лягушка или Бахрома, который сражался с врагами своего народа и был жрецом церемоний МАССАУМ и ТАНЦА СОЛНЦА. Его прабабушка, тоже из сахтай, являлась племянницей хранителя Священной Шапки Уголь Медведя. Дед Маленького Койота, Генри Маленький Койот, был хранителем Esevone с 1959 по 1965. Его жена, Бренда Друг Медведя Маленький Койот, была также из семьи хранителя Esevone. Ее прадедушка, Черная Птица, занимал эту должность с 1920-х по 1930-е.
Весной 1973 г. военные общества северных шайенов выбрали Маленького Койота на должность хранителя Шапки, а Совет Вождей утвердил этот выбор. Чуть позже новый хранитель, который был преемником Хромой Джозефины Быстрая Голова, решил просить разрешения взять Священную Бизонью Шапку на Ноаха-восе (Медвежью Гору), для проведения церемонии обновления. После серии поручительств такое разрешение было дано и началась обширная подготовка. Таким образом после 1870 г. Шапка была впервые взята на священную гору.
После того, как Маленький Койот стал хранителем ему разрешили продолжить контакт с Исследовательским Центром Северных Шайенов и Ассоциацией Улучшения Человечества, организациями которые принимали усилия для сохранения и восстановления племенных традиций. Как первый исполнительный директор ассоциации, он делал все, чтобы эта работа продолжалась. За время короткого пребывания в роли хранителя (1973-74), он пытался найти магическую защиту для своего народа от современной угрозы, включая горные разработки традиционному священному образу жизни. Поскольку Маленький Койот получил образование в Гарварде, он стал нефтяным и газовым администратором северных шайенов


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 150
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:26. Заголовок: Дж.Гриннел(отрывок..




Дж.Гриннел(отрывок из книги "Шайенны")

ВОЙНА И СПОСОБЫ ЕЕ ВЕДЕНИЯ

Среди Шайеннов было известно предание о золотом веке, когда люди не знали войн, и повсеместно господствовал всеобщий мир. Незнакомцы почти всегда встречались, как друзья и расходились в хороших отношениях. О том далеком времени, когда столкновений между врагами не существовало, рассказывают многие племена северных равнин.
Несомненно, войны и сражения имели место задолго до прихода белого человека, но они были, скорее всего, результатом более или менее мелких ссор и совсем не заканчивались большой кровью. Единственной причиной, побуждавшей мужчин вступать в сражение с противником, было желание отомстить, и как только это желание удовлетворялось, обо всем предшествующем стычке забывали. С появлением лошадей, однако, у всех племен прерий появился новый мощный повод к войнам, так как только на военной тропе мужчине предоставлялась возможность получить эту некую особую ценность. Когда лошадей не знали, единственной собственностью среди прерийных племен, не считая пищи, одежды, собственных рук и каменных и деревянных орудий труда, была собака. Первые же лошади, появившиеся на равнинах, были буквально сразу же признаны и оценены по достоинству, так как тот, у кого в распоряжении имелись эти животные, получал массу уникальных удобств и освобождался от многих проблем.
На спинах лошадей перевозили всевозможные грузы, которые до этого времени нужно было носить на себе; они доставляли хозяина и всю его семью в нужное место; они открывали новые возможности осваивать неизведанные территории; они помогали преследовать и убивать дичь и потом доставлять мясо в лагерь, находившийся иногда за много миль от мест охоты.
С тех пор целью почти каждого взрослого мужчины было овладеть как можно большим числом этих животных, они обменивали лошадей на любые другие вещи, и в то же время процесс обмена не позволял кому-либо завладеть слишком большим количеством так высоко ценимых помощников.
Индейцы знали всего два способа добыть лошадей: одних, которые дикими бродили по равнинам, вылавливали, а других захватывали во время рейдов на соседние племена. В другом месте я указывал на то, что практика захвата лошадей у врагов становилась со временем постоянной профессией многих воинов.
Читая об индейских войнах, мы в основном представляем их как внезапные атаки и сражения, кровавые убийства и скальпирование врагов. И хотя многие из военных приключений именно так и выглядели, было предостаточно храбрых и удачливых воинов Шайеннов, которые никогда не ступали на тропу войны, чтобы убивать; они даже по возможности избегали слишком близко приближаться к неприятелю и совсем не стремились пролить их кровь.
Такие люди отправлялись на войну с единственной целью захватить побольше лошадей; они и воспринимали войну как своего рода бизнес, потому что занимались конокрадством ради личной выгоды. Некоторые из них, заслужившие репутацию храбрых, удачливых и умелых воинов, даже гордились тем, что никогда не убивали человека и, может быть, ни разу не засчитывали “ку”. Таких людей интересовал только захват лошадей, и интерес к войне они проявляли исключительно из подобного рода соображений. В качестве примера можно привести Большую Ногу; однажды он с двумя товарищами настиг индейца Юта, ехавшего верхом на лошади, и когда последний выстрелом был сброшен с коня, Большая Нога не обратил на раненого врага ни малейшего внимания (а к нему тем временем уже мчались наперегонки два его товарища, каждый желая первым засчитать “ку”) и помчался еще быстрее, чтобы поймать коня Юта.
В другой раз военный отряд, членом которого был Большая Нога, атаковал нескольких врагов, и те вынуждены были спасаться бегством. Большая Нога мчался на быстроногом коне и первым заметил, что один из врагов восседает на отличной лошади. И после этого он вместо того, чтобы ринуться в бой, принялся преследовать того человека, догнал его, но даже не предпринял попытки убить. Он лишь набросил аркан на врага, стащил его с лошади и позволил ему уйти прочь, после чего поймал коня и привел его в лагерь.
Особыми успехами в таких военных набегах отличились старый Желтый Волк, живший в первой половине ХIХ века и погибший на Сенд-Крик, Большая Нога, который умер в 1901 году, а также Лосиная Река, умерший в 1908 году. Все они прожили славный век, много раз отличались на войне и имели отличную репутацию самых искусных стратегов, когда дело касалось походов за лошадьми. Об одном из подвигов старого Желтого Волка я уже рассказывал.
Лосиная Река прожил выдающуюся жизнь, он никогда не занимался врачеванием, не посещал палаток потения, не принимал участия в обрядах и церемониях. Он жил своей жизнью, всегда заботился о семье и пользовался почетом и уважением во всем племени. Его великодушию, казалось, не было предела, но при этом он отличался уникальным чувством справедливости. И в дополнение ко всему это был один из лучших ловцов диких коней. Рассказывали, что несколько раз он на скаку набрасывал уздечку на мчащегося рядом дикого коня и таким образом ловил его.

Ранние войны

От стариков можно услышать, что задолго до того, как Шайенны двинулись на запад к равнинам, они впервые сражались с другим племенем, и этим племенем были Хохе (Ассинибойны и Кри или, возможно, Оджибва). Этот бой имел место намного раньше их первой встречи с белыми людьми и до того, как Шайенны вышли на равнины и обрели там вторую родину.
О том первом сражении рассказывают, что селение двигалось на запад, когда люди вышли поохотиться на бизонов, и в это же время появились Ассинибойны, пытаясь окружить то же самое стадо. Этот инцидент повлек за собой неприятные разборки, и ближайшей же ночью Ассинибойны атаковали шайенский лагерь. Они к тому времени уже имели огнестрельное оружие, тогда как Шайенны ничего подобного даже не видели и не представляли, что это такое. Вид и грохот этого страшного оружия поверг Шайеннов в ужас, и они бежали прочь. Тогда Ассинибойны убили нескольких Шайеннов и отрезали у них волосы (скальпировали).
Со временем Хохе часто делали ночные налеты на лагеря Шайеннов. У них были при себе рожки, вырезанные из полых стеблей каких-то растений, и они дули в них, извлекая звук, очень напоминающий весенний зов бизонов. Этими рожками Ассинибойны пользовались, когда подходили к шайенскому лагерю, последние же, заслышав подобные звуки, зачастую и принимали их за бизонов, ничего не подозревая о приближении врагов. Однажды, когда в лагере услышали подобный зов, одни посчитали, что это приближаются бизоны, а другие в испуге стали доказывать о приближении врагов, добавляя при этом: “Где-то рядом Хохе, и нам лучше уйти отсюда”. Они бежали прочь и спрятались в укрытии, в то время как остальные говорили: “Да нет, это всего-навсего бизоны” - и остались в лагере.
Хохе не заставили себя ждать и перебили всех, кто остался в селении. А те, кто покинули его, ушли дальше вниз по реке к другому лагерю. На новом месте собаки побежали к ручью попить воды, но остановились у берега и повернули обратно, так и не утолив жажду - вода казалась необычайно красной. А люди потом пили ее и только впоследствии узнали, что пили кровь своих соплеменников.
Сражения между двумя племенами не прекращались на протяжении многих лет, и Шайенны говорят, что именно Хохе прогнали их на юг. Льюис и Кларк описывали историю их бегства в юго-западном направлении, но в качестве причины называли стычки с Сиу.
Шайенны рассказывают множество историй о набегах Ассинибойнов задолго до того, как они достигли Миссури, где, по их преданиям, благодаря хитрости одной старухи добыли первые ружья белых людей. Тогда она заманила врагов в ловушку, и там они все погибли.
Впоследствии, когда Хохе снова атаковали селение, Шайенны уже защищались своими ружьями и отбили атаку.
Все мужчины Шайеннов были воинами. Война рассматривалась как самое лучшее из занятий и единственное, достойное мужчин. С ранних лет мальчиков поощряли добывать славу именно на тропе войны, им внушали, что радость сражения является ни с чем не сравнимым удовольствием, что успехи на войне принесут им уважение и восхищение в обществе соплеменников, что большинство самых достойных деяний свершаются наиболее храбрыми людьми. Из всего этого следовало, что смерть на поле боя не рассматривалась как несчастье, а наоборот, она помимо славы избавляла от всех бед и болезней, грозящих человеку в дальнейшей жизни и в неминуемой старости.
Такое воспитание, основанное на общественной морали, поощряющей войну, порождало у шайенских юношей непомерную отвагу и находчивость, так необходимые для успеха в бою. Лысомордый Бык, родившийся в 1835 году и умерший всего несколько лет назад, так рассказывал о том, что чувствовали и как себя вели мальчики - будущие воины:
“Как-то один отряд готовился в военный поход, и я хотел идти с ними, но соплеменники решили, что я еще слишком молод. Я рассказал своим родителям о намерении отправиться в набег, но они возразили: “Нет, ты совсем малыш”. Тогда за день до выхода отряда я взял своего коня и привязал его в лесу подальше от лагеря, а на следующее утро с колчаном, луком и стрелами пешим покинул селение. В лесу я оседлал коня и последовал за военным отрядом. В те дни мне было десять лет.
Лагерь Пауни мы обнаружили спустя десять дней. Вождь нашего отряда выбрал десятерых с самыми быстрыми лошадьми и

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 151
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:26. Заголовок: В походе индейцы и..


В походе индейцы иногда варили мясо в кожаном котелке, подвешивающемся над землей обычно при помощи восьми разветвленных палок. В котелок с холодной водой бросали сырое мясо, и человек двумя рогатинами брал из костра предварительно раскаленные докрасна камни и опускал в воду. Как только они остывали, он вынимал их, а кто-либо из товарищей тут же подносил новые. Когда вода закипала, палки, удерживающие котелок, начинали дрожать. Дно котелка находилось на некотором расстоянии над землей, и это не позволяло камням прожечь стенки сосуда. Для варки мяса использовали также бизоний желудок.
Во время первой трапезы в день выступления отряда, если вдруг ни у кого не оказывалось ковшика, а чаще всего так и было, один из юношей спускался к ручью и приносил воду в кожаной чаше или в каком-либо другом сосуде, и предлагал попить сначала вождю, а затем - всем остальным, начиная справа в ряду сидящих вокруг костра.
Для удобства в этом случае использовали сосуд, называемый histah’hevik’uts, что переводится как “околосердечная сумка”, т.е. перикард. Он представлял собой хорошо очищенный, ровный шест длиной шесть футов, разветвленный на одном конце. Размягченный перикард быка бизона крепился к обручу, оставаясь таким образом открытым в верхней части, а обруч в свою очередь (…)
сосудом не пользовались, палку обычно втыкали в землю. Один из молодых воинов, сбросив леггины и накидку, в случае надобности брал этот ковшик, бежал к ручью, набирал в него воды до краев и быстро возвращался обратно к “военной” палатке, где предлагал попить сначала вождю, а затем и всем остальным воинам. Чтобы все могли напиться, юноше иногда приходилось несколько раз бегать к ручью и назад. Когда отряд был многочисленным и ставил несколько палаток, юноша обходил все их, предлагая воду каждому воину. Подобного рода сосуд мог нести лишь один из участников набега, и изготовлялся он с соблюдением целого ряда церемоний и табу. Прежде чем сделать эту сумку, юноша должен был получить соответствующие наставления от человека, ранее уже носившего такой сосуд. Считалось, что его владельцу, которого называли не иначе как sihivik’otumsh, т.е. “носитель перикарда”, на тропе войны всегда сопутствуют успех и особое покровительство духов. Когда военный поход заканчивался с успехом, и воины возвращались в селение, убив одного или нескольких врагов, носитель перикарда во время пляски, приуроченной победному возвращению партии, бывало, отправлялся с сосудом к ручью, набирал воды и обходил с ним всех участников военного отряда.
Хозяин такого ковша обязан был первым подниматься на рассвете, чтобы принести в лагерь воды своим товарищам до их подъема. И во время путешествия, если вдруг отряд подходил к ручью, юноша с сумкой выезжал вперед, набирал воды и подносил ее предводителю.
Существовало несколько типов приспособлений подобного рода. Одни из них украшались вороньими перьями, которые привязывались к кончикам разветвлений, служивших в данном случае ручками всей конструкции. Сама сумка привязывалась не к вилкам шеста, а к противоположному, толстому его концу. Чуть выше разветвления на стволе делалась выемка (она называлась “волчьей тропой”), и от нее к нижнему краю сумки привязывалась тетива. С толстого конца шеста свисали четыре тесемки, удерживающие обруч с перикардом. На палке примерно посередине была вырезана фигурка волка, а в верхней части - круг, изображающий солнце, и над ним полумесяц - луну.
Тетива служила для того, чтобы подшутить над кем-либо из отряда, у кого возлюбленная сбежала от него в селении. В этом случае юноша, предлагавший воду неудачнику, мог дернуть за тетиву, так что сумка переворачивалась, и вода выплескивалась в лицо пьющему.
Были другие разновидности сумок с палками, когда от тетивы к кончикам разветвлений привязывались еще и сухожилья, а на самих разветвлениях закреплялись еще и бизоньи хвосты. Существовали шесты с четырьмя ответвлениями и орлиными перьями, с полосками выдровой и волчьей шкуры на их концах, а также шесты без ответвлений вовсе.
Юноша, желая приобрести одну из таких сумок, набивал трубку и отправлялся на поиски человека, который был хорошо знаком с процессом изготовления конкретного типа этих сумок. Он предлагал старшему товарищу трубку и обращался со словами: “Друг мой, сжалься надо мной; я хочу, чтобы ты помог мне сделать “околосердечную сумку”. Иногда приходилось очень долго и упорно просить мастера о наставлениях, протягивая к нему руки и уговаривая помочь. Все необходимое для этого делалось во время военного рейда. В “боевую” палатку товарищи, как правило, приносили всевозможные вещи в качестве пожертвований юноше, давая тем самым ему возможность уплатить за изготовление сумки. А сам юноша заранее готовил все необходимые составные части ковша, и когда наставник соглашался помочь ему, оставалось лишь в нужном порядке и с соблюдением необходимой процедуры собрать их в цельную вещь.
Когда мастер принимал от юноши трубку, прежде чем приступать к выделке сумки, юноша собирал дрова и разводил рядом с палаткой костер. В это время наставник раскрашивался сам и раскрашивал юношу красной краской: руки ниже запястий и ноги от подошвы до колен. Щеки, губы и подбородок тоже отмечались красными кругами. Запястья и колени обвязывались узкой полоской волчьей шкуры; такая же полоса охватывала шею, а волосы надо лбом связывались в пучок еще одной полоской, хотя последнее делали и не всегда. После всего этого наставник и ученик покидали палатку и плясали вокруг костра, руками двигая так, как волк совершает движения своими передними лапами. Старики тут же пели для этих двоих. И наставник и ученик плясали полностью обнаженными. Танец состоял из четырех частей, к концу каждой из которых танцоры удалялись от костра, а в начале следующей части приближались. Под конец четвертой песни наставник выл подобно волку и рукой делал знак, словно стремился убить врага в рукопашном бою. Юноша повторял за ним те же движения. Когда ковш был готов, старик протягивал его юноше и говорил: “В первую очередь дай напиться этим людям”. Юноша предлагал воду сначала тому, кто засчитал наибольшее количество “ку”, и этот воин брал в руку шест и “засчитывал” им свой самый значительный “ку”, после чего передавал его обратно юноше. Дальше таким же образом “засчитывали” свои “ку” еще три воина, и после этого юноша предлагал напиться из сумки всем остальным сидящим вокруг костра. Считалось, что если однажды утром владелец сумки проспит рассвет, любой из его товарищей вправе взять сумку себе и в дальнейшем использовать по назначению.
В случае, когда на тропе войны не будет убито ни одного врага, ковш для воды надлежит оставить во вражеской стране. И наоборот, если военной партии сопутствовал успех, шест, на котором была подвешена сумка, раскрашивали черной краской, забирали с собой в родной лагерь и использовали в порядке, описанном выше, после чего подвешивали где-нибудь на дереве и оставляли там навсегда.
В больших военных отрядах несколько групп воинов готовили пищу у разных костров. Бывало, что человек, принадлежащий к одному костру, переходил к соседям и, завидев там в котле хороший кусок мяса, вытаскивал его и уносил с собой. Тогда один из “обиженных” мог, пригласив своего лучшего борца, направиться к костру соседей и там вызывал на состязание лучшего их борца. Победитель в этой схватке получал в качестве награды спорный кусок мяса. Такие сценки разыгрывались в шутку, а мясо забирали с единственной лишь целью вызвать на состязание.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 152
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:27. Заголовок: ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ. Сре..


ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ.
Среди Шайеннов встречались определенные люди, известные как Hohnuhk’e. Это слово выражает идею чего-то, что прямо противоположно высказанному, поэтому все их и называли Противоположными. Эти люди не составляли отдельной группы или военного общества, а были исключительно индивидуалами, круг интересов которых ограничивался особыми поверьями. С другой стороны они слыли отважными воинами, и поэтому часто на них возлагали серьезные обязанности и даже руководство сражением. Вот почему о Противоположных уместно говорить в контексте военных обществ. Как правило, в племени насчитывалось два-три человека, которых можно было назвать Противоположными. Иногда, как исключение, случалось, что их было четверо, да и то это весьма сомнительно.
Поступки Противоположных представляли собой явное отрицание обычных норм. Если они хотели выразить свое согласие, они говорили «нет»; когда Противоположного просили уйти, он наоборот подходил поближе; когда ему предлагали ехать верхом, он шел пешком. Иногда он велел своей жене: «Не приноси больше дров, у нас их и так достаточно»,- в этом случае она понимала, что дрова в палатке кончились, и нужно отправляться в лес.
Обычно человек становился Противоположным, когда очень боялся грома. Он носил необычное копье, являющееся исключительной собственностью Грома, и с ним страх перед ударами молнии у него исчезал.
Мой старый друг Храбрый Волк, на протяжении многих лет бывший Противоположным, стал им именно из-за таких вот страхов. Почти всю жизнь, всякий раз как приближалась буря, он уверен был, что видит человека, стоящего на облаке с копьем Противоположного в высоко поднятой левой руке. Это видение и побудило его с боязнью относиться к грому и молнии, причем с каждым таким буйством стихии страх его становился все сильнее и сильнее. По его словам, он иногда даже терял рассудок. Наконец во сне человек, которого Храбрый Волк видел на облаке, сказал ему, что если он будет носить одно из таких луков-копий, страх отступит от него. И после этого он решился стать Противоположным.
Храбрый Волк попросил одного из Противоположных в племени отдать ему копье, и тот согласился. За эту святыню Храбрый Волк заплатил восемь коней и много другого имущества, но с тех пор он никогда больше не чувствовал страха перед Громом. Сверхъестественная сила копья была огромной, оно являлось одним из самых значительных магических предметов в племени, появление которого среди Шайеннов терялось в глубине веков. Владелец такого копья поступал строго в соответствии с предписываемыми обычаями и не опасался Грома, хотя если он обращался с талисманом недостаточно почтительно, молния могла убить его.
Храбрый Волк носил копье Противоположного на протяжении десяти лет (1866-1876 г.г.), и пока он его хранил, он всегда раскрашивал все тело в красный цвет и одевал мокасины, леггины и накидку, сшитые из палаточных шкур. Он ложился спать, но только не на обычную постель, Противоположный не имел права даже присесть на постель. Когда он входил в палатку, хозяин или хозяйка тут же убирали вещи, освобождая тем самым место Противоположному, что-бы он сел прямо на голый пол палатки. Поднявшись, чтобы уйти, он всегда полынью проводил по земле, очищая тем самым дорогу перед собой. При себе он постоянно имел связку различных растений, которые использовал во время церемонии очищения.
Противоположные никогда не были вождями, а только воинами. Они носили обычное оружие, как и все, и вдобавок к этому - одно из копий - Hohnuhkawo’, точнее даже лук Противоположного, выглядевший как и обычный лук, только с двумя тетивами и с наконечником на одном конце, как у копья, и украшенный различными мистическими символами. Копье достигало 5 футов длиной, и близ одного конца была привязана набитая шерстью шкурка птицы. На Юге для этой цели использовали чучело иволги - maivish, а на Севере - луизианской танагры, у которого на голове имеется немного красных перьев, а не желтые или оранжевые, как у иволги. Шайенское название танагры было дано на Севере, а красная раскраска и одежда носителя лука Грома, говорят, подражают цвету этой птицы, которая представляет собой человека, несущего этот лук. На обоих концах копья шнурком из медвежьей кишки было привязано по пучку перьев совы, ястреба и орла. Когда священным копьем не пользовались, его заворачивали в кусок дубленой бизоньей шкуры. Противоположный носил на голове шапку или узкую повязку с совиными перьями, а к пяткам каждого мокасина прикреплял бороду быка-бизона. Его косы были обернуты полосками мягкой бизоньей шкуры, каждая из которых на конце разрезалась так, что получалось как бы два маленьких хвостика - что-то напоминающее кончики пятки на мокасинах. На шее у Противоположного висел свисток из ясеня в пять или шесть дюймов длиной и толщиной с человеческий палец. Он подвеши-вался на шнурке, вырезанном из мягкой бизоньей кожи.
С внешней стороны к луку-копью полосками бизоньей кожи привязывали короткую разветвленную палочку, выкрашенную в красный цвет, заостренную на одном конце и с двумя ответвлениями на противоположном. Когда перед боем или для других целей копье разворачивали, острый конец палки втыкали в землю, а в развилку клали само копье острием вверх, чтобы наконечник не касался земли. Иногда во время сражения Противоположный мог одолжить лук-копье какому-нибудь юноше, чтобы тому сопутствовала удача в бою, так как оно считалось одним из самых могущественных магических предметов в племени. В этом случае, однако, лук-копье оставалось завернутым в бизоний мех. Когда копье доставали из связки, на углях в обязательном порядке жгли «душистую» траву, над ее дымом держали сам талисман и четыре раза несильно трясли им.
Держать в руках копье мог только сам хозяин, даже его жена не могла прикоснуться к нему. Бывало, правда, Противоположный в случае крайней необходимости давал подержать его кому-либо, но потом следовало обязательно провести церемонию очищения того, кто касался копья Грома.
Когда случалось, что во время сражения хранитель копья был ранен, или пострадала лошадь под ним, и он вынужден был покинуть поле боя, копье можно было передать любому воину, чтобы тот при желании засчитал им «ку». И опять же, последнему следовало после боя пройти очистительный обряд. Луки-копья иногда еще называли просто «громом», или «молнией». Любого человека, который не оказывал ни малейшего внимания собственности Противоположного или высказывал пренебрежение ею, могла позже убить молния.
В лагере копье Противоположного обычно подвешивалось днем на шесте, который был воткнут в землю за палаткой, а когда солнце садилось, шест подносили к самой палатке и прислоняли к покрышке. Иногда кто-либо проходивший мимо случайно касался к копью, тогда необходимо было отереться пучком полыни. То же самое проделывали и лошади, если она вдруг коснется копья, а это случалось довольно часто. Не вытерев ее полынью и не помолившись, никто не отпускал животное в прерию. И дети, и лошади, нечаянно задевшие святыню Противоположного и не очистившиеся подобным образом, могли пострадать от удара молнии.
В палатке Противоположного никто не спал в задней ее части, ночью или во время бури это место всегда оставлялось для лука Грома. Ни один человек, даже сам хранитель копья не мог пройти между ним и костром, и только трубка могла быть передана с одной стороны на другую. Противоположный никогда не держал собак, и их не допускали в его палатку.
Во время атаки Противоположный нес свой лук-копье в левой руке, и пока он его так удерживал, он мог наступать и отступать в зависимости от ситуации на поле боя. Но если он перехватывал лук правой рукой и дул в свой свисток, с этого момента он уже не имел права повернуть назад, а должен был продвигаться только в направлении врага, невзирая на пули и стрелы, несущиеся ему навстречу, пока не достигнет неприятельских рядов. Все эти действия, а также шумное подражание крику совы преследовали цель вывести из строя луки врагов, а пули, выпущенные из огнестрельного оружия, заставить лететь мимо. Лук Грома использовался для прикосновения к врагу, чтобы засчитывать «ку», но он никогда не был оружием подобно обычному луку или копью.
При перекладывании копья из левой руки в правую оно передавалось не перед лицом, а за спиной. Острие его - но только в этом случае - должно было указывать на землю; воин перебрасывал копье наконечником вниз под наклоном к земле.
В случае атаки Противоположный был один на фланге, потому что считалось, если он будет ехать либо перед кем-то, либо за кем-то, это принесет неудачу тому человеку, например, конь под ним может споткнуться и упасть. Точно так же и на марше Противоположный не должен был следовать тропой, по которой уже прошли другие люди, его удел - путешествовать в одиночку.
Никто никогда не отваживался идти по следам Противоположного, и он тоже не ступал тропой другого человека, чтобы последний не стер ноги и не стал хромать. В то же время Противоположный всегда старался следовать там, где прошли враги, потому что тогда они быстро устанут, и их легко будет настичь. По той же причине, когда враг похитил коней у племени, одной из обязанностей Противоположного являлось найти и пронзить следы похищенных коней своим копьем.
В старые времена, когда Шайенны путешествовали в основном пешком, если кто-либо уставал от длительного бега или ходьбы, носитель копья Грома мог засунуть веточку полыни в его мокасины и тем самым восстановить силы. Разведчики перед тем, как отправиться в путь, часто шли к Противоположному и просили его соответствующим образом обработать их обувь, чтобы как можно меньше вымотаться, выслеживая врагов.
Cлучалось, что Противоположных убивали в сражениях. Так Медвежья Лапа погиб в бою с Кроу на р.Литтл-Бигхорн. Соплеменники подвесили его копье на высоком дереве близ того места, где он упал. И никто не смел прикасаться к этой святыне.
Во время обновления магических стрел Противоположные обязаны были обновить и починить в случае необходимости свои луки -копья, и во время этой процедуры кому бы то ни было запрещалось шуметь и стучать. Старики, направлявшиеся в палатку Противоположного с целью увидеть обновление лука Грома, одевались в старые и изрядно поношенные одежды, а также выкрашивались красной краской. Внутри палатки запрещалось чесать голову пальцами, для этого у каждого имелась при себе маленькая заостренная палочка.
Корни и травы, которые использовали носители лука Грома, говорят, отличались от лекарственных снадобий, применявшихся жрецами и врачевателями в племени.
В более поздние годы наконечник для копья Противоположного изготавливался из дна сковородки. Чуть выше того места, где закреплялось древко, на наконечник наносили либо специальные метки, либо слегка процарапывали полоски. Самым известным мастером таких наконечников среди Шайеннов был Черный Медведь - Mohksta-mo’ahts, умерший уже давным-давно.
В старину человек, носивший лук Грома, обычно был неженатым или по крайней мере в то время, когда он хранил лук-копье, у него не было жен. Здесь можно привести пример Седой Головы, который в 1865 году был Противоположным. Но так как он женился в это время, ходило немало нелестных разговоров о нем, а магическая мощь Седой Головы ставилась под сомнение. С годами луки Грома стали хранить и женатые воины, но такие луки тоже не считались настоящими, а могущество их владельцев почиталось не очень высоко.
Когда какой-нибудь человек осознавал, что он должен стать Противоположным, он в первую очередь старался заполучить этот титул от человека, который на данный момент состоял в Противоположных. Чтобы реализовать свое пожелание, ему необходимо было заплатить достаточно большую цену, выражавшуюся в лошадях, оружии, одежде и накидках. В дальнейшем обязанности Противоположного влекли за собой массу ответственности и много неудобств, но тем не менее эта должность была едва ли не самой значительной и одной из таких, что несут за собой бремя огромной магической мощи.
Кто бы то ни был, увидевший во сне лук Грома или самого Грома, мог попросить у Противоположного его копье, символ его могущества. С другой стороны, пока кто-нибудь не запрашивал передачи ему копья, Противоположный никак не мог покинуть свою должность. Смена являлась ему подобно приказу сверху, но если не находилось человека, способного заменить Противоположного в его должности, последний был вынужден хранить копье Грома и в дальнейшем. Получалось, что один человек мог быть Противоположным в течение довольно длительного времени, хотя с другой стороны если хранитель копья осознавал, что больше не в силах нести на себе бремя этой ответственности, он сшивал мешок из сыромятной кожи и откладывал в него на некоторое время свое копье.
Противоположный никогда не присоединялся на равных к остальному лагерю. Он не поддерживал шуток и не проводил свободное время в кругу друзей. Его уделом было одиночество и в духовном, и в физическом плане. Соплеменники иногда посещали его палатку, но они всегда проделывали это с чувством собственного достоинства и приличия, а значит, совершали всякие движения очень медленно и не задерживались в палатке Противоположного надолго. Сама палатка Противоположного, как равно и большинство его вещей, были раскрашены в красный цвет. Он ел и пил из особой посуды, сделанной из рога горного барана; и никто другой не имел права не только пользоваться ею, но и касаться её. Каждый раз, когда хозяин использовал эту утварь, ее надлежало протереть полынью и отложить в сторону.
Таким образом, обладание копьем Грома влекло за собой множество лишений; Противоположный мог находиться среди своих только во время сражения, когда все атаковали врага. В лагере же он всегда оставался одинок, и зачастую жил в палатке на холме вдалеке от лагеря. Если в селении было два Противоположных, они могли общаться друг с другом, но никто со стороны не имел права присоединяться к ним. В этом плане каждый Противоположный вел совершенно одинокий образ жизни. Ни один человек не становился Противоположным по некоей прихоти, и только видение свыше ставило человека перед невозможностью выбора между светской жизнью и путем Противоположного.
С луком Грома, обладавшим сверхъестественной силой, всегда обращались с великим почтением. Человек, который очень боялся духов, постоянно присматривал за ним и всегда носил с собой. И зачастую это было в тягость, но совесть ставилась превыше всего. Воин, который в течение многих лет был Противоположным, рассказывал мне об огромных лишениях подобно тем неудобствам, которые испытывал на себе владелец щита.
Несколько историй рассказывают о людях, лишившихся лука Противоположного по собственной инициативе. Они оставили его висящим на каком-нибудь дереве и больше никогда не возвращались за ним. Во время сражения с Маккензи в ноябре 1876 года Храбрый Волк, умерший в 1910 году, был Противоположным. Но когда селение Шайеннов было атаковано, он вскочил со своей постели и бросился бежать прочь. Лук Противоположного остался в палатке и позже, когда солдаты жгли селение, он сгорел вместе с другими вещами, принадлежавшими людям Шайеннов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 153
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:35. Заголовок: Женская одежда: http..


Женская одежда:




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 154
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:37. Заголовок: сумки http://pwhighw..


сумки


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 155
Зарегистрирован: 19.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:48. Заголовок: ножи http://s43.radi..


ножи




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

индейцы северной америки